ФАС не поддерживает введение минимальной розничной цены на пиво

ФАС не поддерживает введение минимальной розничной цены на пиво0 ФАС не поддерживает введение минимальной розничной цены на пиво Федеральная антимонопольная служба России выступила против введения минимальной розничной цены (МРЦ) на пиво. «На данном этапе и в ближайшем будущем мы не видим необходимости введения минимальной розничной цены, если говорить более предметно, мы против этого», — сказал заместитель руководителя ведомства службы Андрей Кашеваров на совещании в Совете Федерации.

«Введение минимальной розничной цены на пивоваренную продукцию приведет к повышению цен, и это точно противоречит всем усилиям государства по их сдерживанию в различных сегментах. На данный момент вряд ли эта мера является самой удачной в регулировании рынков», — заявил замглавы ведомства.

Он также выразил сомнение, что бенефициарами введения МРЦ на пиво станут малые и средние производители, поскольку оно может привести к переключению спроса на крепкий алкоголь. «Нет четкой уверенности в том, что введение минимальной розничной цены — и, по сути дела, наверное, ее повышение, в противном случае вводить ее бессмысленно — не приведет к перераспределению спроса в адрес крепкого алкоголя. В данном случае убежденности, что этого не произойдет, точно нет. Таким образом, при снижении покупательской способности потребителей и таком перераспределении вряд ли мы достигнем ожидаемого эффекта», — сказал Кашеваров.

Кроме того, количество участников пивоваренного рынка в последние годы растет, это означает, что барьеры для входа на рынок минимальны, «работать на этом рынке, в этих условиях возможно», сказал он. Эффективной мерой для обеления рынка могло бы стать введение реестра предприятий пивоваренной продукции, поскольку оно «сразу определит прозрачность каналов продаж» и позволит изымать из розничного оборота пиво, произведенное предприятиями, не находящимися в реестре. «Это вполне может быть действенной альтернативной мерой введению МРЦ», — добавил Кашеваров.

В настоящее время в России минимальные цены установлены на водку, коньяк и игристые вина (шампанское).

В 2019 году Минфин разработал проект постановления правительства, который предусматривает, что министерство получит возможность устанавливать минимальные розничные цены на весь алкоголь, включая пиво и вино. Однако этот вопрос не является предметом регулирования на национальном уровне — необходимо согласование в ЕЭК.

«Мы считаем, что в настоящее время, до внесения изменений в договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который не позволяет устанавливать минимальные цены на алкогольную продукцию (крепостью) ниже 28%, рассматривать вопрос о целесообразности или нецелесообразности на сегодняшний день введения минимальных цен на пивоваренную продукцию преждевременно, поскольку внесение изменений в договор займет определенное время, за это время ситуация может измениться», — сказала в ходе совещания в Совете Федерации заместитель начальника отдела департамента таможенной политики и регулирования алкогольного рынка Минфина Елена Малинкина.

Присутствовавшая на совещании замдиректора департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок ЕЭК Татьяна Чеснокова отметила, что установление МРЦ на какие-либо товары на постоянной основе противоречит договору о ЕАЭС. Она напомнила, что в договоре есть глава, посвященная ценовому регулированию, «которая предусматривает введение в исключительных случаях с экономическим обоснованием и только на 90 календарных дней в течение одного года». Установление МРЦ потребует внесения изменений в договор о ЕАЭС в виде изъятия. «Внесение изменений в договор занимает, как правило, полтора-два года, опять-таки скажу, если согласны все государства-члены», — отметила она.

С просьбой рассмотреть вопрос о введении МРЦ на пиво к главе Минфина Антону Силуанову обращался Союз российских производителей пиво-безалкогольной продукции (Союз пивоваров) в начале 2020 года. Рынок перенасыщен так называемым «акционным» пивом по критически низким демпинговым ценам, не соответствующим производственным затратам и выплатам налогов, жаловался союз. В результате небольшие производители вынуждены снижать цену на свою продукцию до уровня себестоимости.

Вопрос о минимальных розничных ценах на пиво стал одним из пунктов разногласий крупных транснациональных пивоваренных компаний (AB InBev Efes, «Балтики» и Heineken) с членами Союза пивоваров. В итоге «большая тройка» вышла из союза и в апреле 2020 года создала новую ассоциацию — Ассоциацию производителей пива (АПП). АПП выступает против введения МРЦ.

ФАС не поддерживает введение минимальной розничной цены на пиво  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.