Польша предпочитает увеличивать морской импорт нефти в ущерб «Дружбе»

Польша предпочитает увеличивать морской импорт нефти в ущерб

Глеб Городянкин

МОСКВА (Рейтер) — Польша увеличивает морской импорт нефти, отдавая ему предпочтение по сравнению с прокачкой сырья из России по нефтепроводу «Дружба», показали данные в терминале Refinitiv Eikon и информация трейдеров.

Так, морской импорт нефти в Польшу достиг в октябре максимального уровня с мая 2019 года, когда поставки в страну российского сорта Urals по «Дружбе» были полностью остановлены из-за загрязнения сырья хлорорганикой.

Польша увеличивает импорт нефти через порт Гданьск на фоне буксующих переговоров о ценах на 2022 год с российскими поставщиками по «Дружбе», маршрут которой проходит через Белоруссию, уже угрожавшую остановкой транзита энергоносителей из-за обострений отношений с Евросоюзом.

«Рост морского импорта (в Польшу) — часть стратегии по обеспечению независимости от восточных соседей», — сказал собеседник Рейтер из крупной нефтяной компании.

В октябре Польша импортировала через Гданьск чуть более 2 миллионов тонн нефти, что составляет три четверти от месячной потребности местных НПЗ в сырье, показали расчёты Рейтер. Таким образом, Польша может сократить импорт по нефтепроводу «Дружба», который связывает месторождения в РФ с польскими НПЗ, до четверти от потребности своих заводов.

«Поляки в плановом порядке полагаются на морские поставки, это — осознанная политика. Я не вижу, чтобы они пытались законтрактовать (дополнительные) объемы по «Дружбе» на следующий год. В этом может быть политический мотив», — сказал один из трейдеров.

По данным участников рынка, поставки Urals в Польшу по «Дружбе» в октябре составили 0,61 миллиона тонн, а морской импорт через порт Гданьск вырос почти до 2,0 миллионов тонн, из которых не менее 0,8 миллиона тонн пришлось на сорт Arab Light.

НПЗ Grupa Lotos в Гданьске, мощность которого составляет 10,5 миллиона тонн в год, в октябре получил морем около 0,9 миллиона тонн нефти, что фактически превышает месячные потребности завода в сырье.

Другой завод, PKN Orlen, согласно отчету компании за третий квартал текущего года, работал июле-сентябре на 100% от установленной мощности и переработал 4,1 миллиона тонн сырья.

Максимальный месячный объем переработки для НПЗ, по подсчетам Рейтер, составляет 1,37 миллиона тонн, и в октябре Orlen принял через порт Гданьск больше половины от своих потребностей в сырье, свидетельствуют данные трейдеров.

ЦЕНА НЕЗАВИСИМОСТИ

Согласно данным системы слежения за судами в терминале Refinitiv Eikon, поставки саудовской нефти в Польшу в октябре достигли максимума по меньшей мере за последние несколько лет. При этом трейдеры отмечали, что саудовская нефть обошлась польским заводам дороже, чем Urals с поставкой по «Дружбе» или через тот же морской порт.

В период торговли партиями Urals из программы октября дифференциалы сорта находились на уровне скидки от $2,57 до $2,05 за баррель к эталону на базисе CIF NWE.

Официальная цена продажи (OSP) на саудовскую нефть Arab Light c погрузкой в Северо-Западную Европу на базисе FOB Сиди Керир в октябре была установлена на в размере скидки $1,70 за баррель к эталону.

«Маржа переработки Urals и Arab Light может быть разная, а цена саудовской нефти выше, чем российской, но в этом есть политический мотив, чтобы их, поляков, не обвинили в том, то они слишком сильно зависят от России,» — сказал источник Рейтер в нефтяных кругах.

«Маржа переработки столь хороша, что они могут себе это позволить», — добавил он.

Ещё один источник также считает, что польские НПЗ готовы платить за снижение доли российского сырья в корзине закупаемых сортов, чтобы продемонстрировать свою независимость от поставок из России и транзита через Белоруссию.

Трейдеры отмечают, что высокая волатильность дифференциалов Urals снижает привлекательность сорта для переработчиков.

«Если кто-нибудь выйдет на спотовый рынок и начнет активно скупать Urals, или если откроется арбитраж в Азию, цена сорта может резко возрасти. В этом смысле работать с саудовской нефтью проще», — отметил собеседник Рейтер.

Миграционный кризис на границах Белоруссии и ЕС обострился в ноябре, и Польша уже угрожала закрыть железнодорожного движение через один из погранпереходов, а президент Белоруссии Александр Лукашенко — остановить транзит российского газа и грузов через белорусскую территорию.

НОВЫЕ ПЕРЕГОВОРЫУвеличение импорта Urals через Гданьск может сигнализировать о стремлении польской стороны улучшить переговорные позиции в преддверии обсуждения цен на поставки сорта по «Дружбе» в 2022 году, полагают трейдеры.

В марте 2021 года PKN Orlen и российская Роснефть (MCX:ROSN) подписали новый двухлетний контракт на поставку нефти по нефтепроводу «Дружба», в рамках которого поставки Роснефти в адрес PKN Orlen должны сократиться до 3,6 миллиона тонн в год с 5,4-6,6 миллиона тонн в год по предыдущей сделке.

По данным участников рынка, Роснефть в долгосрочных контрактах оставляет за собой право ежегодно пересматривать цены на сырье с поставкой по «Дружбе».

Другой российский поставщик Urals в Польшу — компания Татнефть (MCX:TATN) — располагает двумя долгосрочными контрактами на поставку сырья в Польшу объемом 200.000 тонн в месяц каждый, один из которых истекает в декабре текущего года.

Помимо морских партий Urals польские переработчики закупают различные сорта, например, арабскую нефть Arab Light, каспийскую CPC Blend и Azeri BTC, североморские сорта, западноафриканскую нефть и иракский Kirkuk.

(Редактор Александр Ершов)

Польша предпочитает увеличивать морской импорт нефти в ущерб «Дружбе»  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *